Ориентировочная основа действия

Ориентировочная основа действия
[лат. oriens (orientis) — восток] — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П.Я. Гальпериным. О. о. д. как таковую следует отличать от схемы О. о. д. — совокупности ориентиров и указаний, задаваемых субъекту извне (в виде образцов действия, схем, планов, орудий). Переход от действия на основе содержания схемы О. о. д., заданной субъекту внешним (материальным или материализованным) образом, к действию, совершающемуся идеально, и представляет собой процесс формирования О. о. д. Применительно к конкретному предметному содержанию действия и требованиям к его осуществлению, к конкретной задаче, на решение которой направлено действие, можно говорить о полноте О. о. д. как объективной, но относительной характеристике. О. о. д. может считаться полной, если построенное на ее основе действие выполняется систематически безошибочно в заданном диапазоне проблемных ситуаций. П.Я. Гальпериным выделены три типа построения схемы О. о. д. и, соответственно, три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден в силу этого действовать на основе метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается при этом медленно, осмысляется и осознается далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную (в указанном выше смысле) систему ориентиров и указаний и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует безошибочность действия, заданный диапазон его обобщенности, высокий уровень осознанности, критичности и других первичных и вторичных свойств действия. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Объем материала, доступный для усвоения на основе такого способа задания схемы О. о. д., может варьировать от отдельно взятого умственного действия или понятия до системы единиц человеческой деятельности, покрывающих целые разделы учебного материала. Третий тип задания схемы О. о. д. характеризуется полной ориентацией уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации. А.И.Подольский
* * *
система пред ставлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин «О. о. д. » введен в связи с возникновением концепции поэтапного формирования умственных действий. Содержание О. о. д. во многом предопределяет качество действия. Так, полная О. о. д. обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. О. о. д. следует отличать от схемы О. о. д. как совокупности указаний и ориентиров, задаваемой субъекту. Форма и способы задания схемы О. о. д. диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Выделяют три типа построения схемы О. о. д. и соответственно три типа обучения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысливается далеко не всегда и не полностью; велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим действиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает с самого начала его безошибочность. При этом схема О. о. д. либо задается в готовом виде, либо составляется обучаемым совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О. о. д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Ориентировочная основа действия" в других словарях:

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ — ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ. Система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным (см. теория поэтапного формирования умственных действий). Содержание О …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ориентировочная основа действия — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Галъпериным (см …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ — – система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия [67, c. 255; 82, c. 547] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ориентировочная основа действия (оод) — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П. Я. Гальпериным). На этом… …   Педагогический словарь

  • основа действия ориентировочная —      система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным ( концепция формирования поэтапного действий умственных). Содержание основы действия ориентировоч …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ориентировочная основа действий (ООД) — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполненного действия (деятельности) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Ориентировочная основа деятельности (ООД) — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий. Термин введен П. Я. Гальпериным. Наэтом… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Ориентировочная основа действий (ООД) — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия …   Словарь по педагогической психологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»